ФИЗИКА И МАТЕМАТИКА














Шептицкая Жанна Владимировна, заместитель директора,
учитель физики и математики высшей квалификационной категории
Контактная информация: sheipa67@gmail.com


СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА


    Реализация Федеральных Государственных Образовательных Стандартов второго поколения (далее ФГОС) в начальной школе, а затем и в основной школе выявило ряд проблем, связанных с повышением квалификации учителей-предметников, а так же их профессиональной переподготовкой. Традиционные курсы повышения квалификации при  региональных институтах развития образования (комплексные, целевые, проблемные) далеко не всегда соответствуют потребностям педагогов-предметников, являются недостаточно динамичными с точки зрения внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Частично эту потребность восполняют различные дистанционные обучающие тренинги и мастер-классы, проводимые в рамках тех или иных образовательных сообществ. Но одна теория, пусть даже качественная, не даёт практического навыка, опыта продуктивного общения и работы в едином информационном пространстве. Одним из эффективных способов приобретения такого опыта являются, на мой взгляд, сетевые проекты.
   Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путём самообразования. В основе проектирования лежит процесс получения и усвоения новой информации, но этот процесс необходимо чётко организовывать и моделировать. Самое сложное для современного педагога - стать учеником, способным преодолевать объективно возникающие сложности самостоятельно или коллегиально, и , таким образом, повышать уровень своего профессионального мастерства.
         Под сетевым проектом понимают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность участников-партнёров. В процессе работы над  сетевым проектом участники постоянно обмениваются опытом, мнениями, данными, информацией, результатами собственных и совместных разработок. 
На просторах Интернета можно найти большое количество сетевых проектов как для школьников на различных ступенях обучения, так и для педагогов. Учитель, решивший со своими учениками принять участие в том или ином учебном сетевом проекте, "обрекает" себя на подробное изучение заданий проекта и его методических материалов, овладение теми или иными средствами визуального представления информации в сети Интернет, Методическая поддержка любого сетевого проекта включает в себя не только инструкции по выполнению заданий и работе в различных сервисах web 2.0, но и целый комплекс современных инструментов оценивания (предварительного, промежуточного, итогового) и самооценивания (взаимооценивания), приёмов сотрудничества. Ознакомление с этими материалами расширяет профессиональный кругозор педагога, а совместное с обучающимися их заполнение даёт ему тот самый необходимый опыт использования различных опросных форм, оценочных критериев, инструкций ...,, который можно эффективно использовать на обычных уроках и во внеурочной деятельности. 
        Личное участие педагога в сетевом проекте требует от него определённой  решительности и упорства. Во-первых, любой сетевой проект - это всегда достаточно жёсткие временные рамки. Во-вторых, основой любого сетевого проекта является регулярное дистанционное общение его участников. В-третьих, самое сложное для педагога - не решится на участие в сетевом проекте, а дойти до его окончания.
      Если говорить о личном участии педагога в сетевых проектах, то необходимо различать два случая: педагог-ученик и педагог-автор. Играя роль ученика, педагог-предметник полностью проходит все этапы сетевого проекта, выполняет запланированные задания, заполняет соответствующие рефлексивные формы. И, таким образом, повышает свою профессиональную компетенцию: приобретает  навыки и развивает умения работы в различных сервисах web 2.0, углубленно изучает предложенную теорию, отрабатывает навыки использования современных инструментов оценивания, ведёт активное дистанционное общение (блог, сообщество, группа, ...) с другими участниками проекта. Все новые знания  и умения педагог "пропускает" через себя, что способствует более качественной их передаче своим ученикам.
      Более сложный способ самообразования - самостоятельная разработка и последующее проведение сетевого проекта. Эффективность такой работы во-многом зависит от самоорганизации самого педагога: умению чётко планировать свою деятельность и деятельность других участников проекта, правильно расставлять акценты при дистанционном общении, аналитически обрабатывать результаты работ участников. И если выбор темы сетевого проекта, как правило, определяется преподаваемым предметом и личной заинтересованностью вопросами той или иной темы, то разработка этапов проекта и механизмов отслеживания результатов должна быть продуманной, чёткой и последовательной. Умения прогнозировать те или иные результаты, моделировать различные учебные ситуации на протяжении всего проекта, контролировать уровень и содержание дистанционного общения выходят на первое место. Данные умения в большей степени получают своё развитие в ходе самообразования педагога.
           Таким образом, проведение сетевых проектов и участие в них школьников не только соответствуют современным требованиям ФГОС, но и являются стимулом (импульсом) для развития профессиональной компетенции педагога, его самообразования.

Литература
  1. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. - М.:Издательский дом "Камерон", 2004.
  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
  1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.

Комментариев нет:

Отправить комментарий